MGL Inc Vilano STI StateEx
IGT Lemberg Group Schwarz
Uzbek Inc Cadence
Freight Union
Irina Dovbenko YLM Sungor Taurus Max Carriers 18 Wheelers RT Group Cargoboss SP Truck Center Pava Logistics Реклама
Список форумовАмериканская мечта
Американская мечта - развитие концепта
Ср, Дек 6, 2023 05:13pm [Аноним] - 135 d back

По мнению американского профессора Лоуренса Рида, концепт «американская мечта» берет своё начало в 1600-х годах, когда новый материк, где люди могут быть свободны и не подвергнутся правительственному гонению, начал привлекать внимание европейцев. В первых хрониках Америку описывают как Эльдорадо, как рай на земле. Позже, в XVIII веке, была подписана «Декларации о независимости США от 4 июля 1776 года», в которой находит отражение идея, впоследствии воплощенная в культурном концепте: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».

Сторонники более позднего возникновения «американской идеи» Д. Миллер, Х. Хьюген и Х. Браун считают, что понятие связано с иммигрантами, прибывшими в США в конце XIX века в поисках лучшей жизни. Европейская эмиграция наиболее активно происходила в 1820- 1975 годах.

Голенпольский Т.Г. и Шестаков В.П. в своей книге «Американская мечта» и американская действительность» приводят мнение С. Холбука: «Первая зафиксированная «Американская мечта»,- пишет американский исследователь, – это была мечта о небольшом корабле, пересекающем бушующий океан с пассажирами на борту, которые вряд ли могли поверить, что настанет день, когда их будут вспоминать как пионеров, а «Мэйфлауэр» будет символизировать собой «свидетельство о рождении» американской демократии»

Америка с начала своего основания старалась показать свои преимущества перед Европой, быть более привлекательной для жизни. Для иммигрантов это переселение было бегством из «Старого мира» в «Новый».

Большинство американских литературоведов и социологов полагают, что «американская мечта» существовала задолго до того, как ее открыли. Христфор Колумб намеревался найти новое государство господа, рай на земле. Это представление и положено в основу концепции «мечты».

Артур Экирч говорит о том, что у индейцев-ацтеков существовало особое божество – бородатый бог с белой кожей, возвращения которого они ожидали. По его мнению, к этой примитивной мечте восходит “американская мечта”, а появление Колумба в 1492 году на североамериканской земле – это ее первая реализация.

Впервые это понятие, как установили исследователи, встречается на страницах книги «История Соединенных Штатов», опубликованной писателем и историком Генри Адамсом в 1884 г.

Первое же определение «американской мечты» сформулировал Джеймс Адамс в 1931 в своем историческом трактате «Эпос Америки»: «Американская мечта» – мечта о земле, где жизнь будет лучше, богаче и полнее для каждого человека, с возможностями для каждого, согласно его умениям и достижениям». С тех пор, как определение было сформулировано, притом в тяжелое время Великой Депрессии, американская идея приобрела четкую форму, на которую можно было опереться.

В 1963 году Мартин Лютер Кинг, борец за права афроамериканцев, повторяет мысль о свободе и равенстве граждан США в своем «Письме из Бирмингемской тюрьмы», что в очередной раз заставляет людей вспомнить, о чем говорили отцы-основатели.

Концепт «the American dream» привлек внимание российских ученых в 80-х гг. XX века. Э.Я. Баталов, Т.А. Иванова и другие обратили внимание на данный концепт в связи с «холодной войной» (1945-1991 гг.). Тогда понятие «американской мечты» рассматривали в сравнении с «русской идеей». Во вступлении к своей монографии Баталов Э.Я. пишет: «Теперь часто цитируют строки Тютчева: «Умом – Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать – / В Россию можно только верить». По сути, это художественная характеристика феномена Русской идеи. Что значит не понять Россию «умом»? Это значит, что в ее душу невозможно проникнуть, опираясь только на методы рационального познания. А что же нужно для постижения этой души? «Вера», – отвечает Тютчев. Россия, ее «особенность» постигаются не только разумом, но и верой. Или, как скажет уже в середине XX века один из крупнейших отечественных философов минувшего столетия, Иван Ильин, – «сердцем». Русская идея как раз и раскрывает «особенную стать» России, постигаемую верой, «сердцем». А взять Американскую мечту. Прагматичнейшую из наций, страну трезвого расчета, холодной деловитости и жесткой пригнанности друг к другу всех «колесиков» и «винтиков», из которых «собраны» Соединенные Штаты Америки, – ее, эту страну, тоже, оказывается, не «раскусить», не постигнув романтического мифа об «этой стране». Мифа, который вот уже на протяжении нескольких сотен лет гонит в Америку миллионы людей со всего света…»

Исследователи сходятся во мнении, что «американская мечта» – прежде всего национальный феномен, хотя существует и альтернативная точка зрения. Неоднократно предпринимались попытки представить мечту как общечеловеческое явление. «Американская мечта» включает в себя и миф об Атлантиде, платоновскую концепцию республики, христианскую концепцию Града Божьего. Шестаков В.П. в своей статье «Судьбы «американской мечты» в художественной культуре США: политический кинематограф США: итоги десятилетия» приводит слова известного американского философа, социолога и футуролога, Э. Тоффлера, который в своей книге «Шок будущего», пишет: «американская мечта- мечта каждого отдельного человека, создающего своё независимое будущее, продукт эпохи Просвещения, французской революции, философии Декарта и Локка»

«Американская мечта» по своей сути не претерпевает коренных изменений с течением времени, несмотря на исторические, социокультурные, экономические события, сохраняет основную идею, тот идеал, в который верили иммигранты и отцы-основатели. Многие исследователи делали попытки выявить основные компоненты «американской мечты».

Так, например, Зверев писал о «трех китах американской мечты»:

вера в то, что ресурсы американской земли необозримы, и материальное изобилие суждено здесь всем без исключения.
убеждение, что лишь в Америке человек становится свободным от сословных, социальных, идеологических, образовательных и прочих ограничений.
уверенность в том, что в Америке права на счастье предоставлены всем, а шансы добиться счастья абсолютно для всех равны
А согласно зарубежным исследователям, Брэггу и Дрэйтону, понятие «американской мечты» включает в себя:

веру в устойчивое развитие индивидуальных, коллективных, социальных условий существования, веру в прогресс;
убежденность в том, что каждый может реализовать свои амбиции собственными усилиями;
уверенность в том, что Америка – Богом избранная страна, чье назначение – призвать весь мир к американскому стилю демократии;
осознание того, что американская форма власти «для людей» – единственная гарантия свободы и равенства;
идею, связанную с представителями различных культур: люди могут жить мирно, принимая особенности и культуру других людей. Это вера в многонациональность, в культурный и этнический плюрализм.
Обобщая приведенные данные, можно выделить три плана концепта «американская мечта»: религиозный, этический и политический.

На всем протяжении истории американской литературы писателей интересовала тема «американской мечты» и, раскрывая ее, писатели и драматурги по-разному оценивали это явление. Концепт нашел свое отражение в следующих произведениях: «Американский претендент» (1891) М. Твена, «Долгий день уходить в ночь» (1941), «Император Джонс» (1920) Юджина О’ Нила, «Американская трагедия» (1925) Т. Драйзера, «Великий Гэтсби» (1925) Ф. Фицджеральда, «Американская земля» (1931) Э. Колдуэлла, «Сын Америки» (1940) Р. Райта, «Американская мечта» (1960) Э. Олби, «Американская мечта» (1965) Н. Мейлера, «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в сердце американской мечты» (1971) Х. Томпсона, «Реквием по мечте» (1978) Х. Сэлби, «Форрест Гамп» (1986) Уинстона Грума.

Одним из выразительных примеров интерпретации «Американской мечты» является творчество Теодора Драйзера. В своих произведениях он разоблачает духовную пустоту американского буржуазного общества, что находит отражение в таких сборниках рассказов, как «Освобождение», «Двенадцать мужчин», «Краски большого города». В своих рассказах, Драйзер, с одной стороны, обличает худшие черты «среднего американца», с другой же – предпринимает попытки найти положительного героя. Характеризуя персонажа одной из своих новелл из сборника «Двенадцать мужчин», Драйзер пишет: «Среди безмерной скудости американской умственной жизни он был словно оазис, настоящий родник в пустыне».

Особенность произведений Драйзера 20-х годов в том, что он уделяет особое внимание судьбе человека, искалеченного обществом. В середине 20-х годов, после экономического кризиса, буржуазная пресса Америки и других стран воспевала процветание США, именно в тот момент появилась книга, рассказывающая об обратной стороне внешнего благополучия – роман «Американская трагедия».

Непосредственно созданию романа Драйзер посвятил пять лет. Прочитав о реальном убийстве девушки, совершенном в 1906 году, Драйзер написал пятнадцать небольших рассказов на основе этого нашумевшего дела, назвав рукопись «Американские трагедии». В каждом из рассказов американский юноша хочет разбогатеть за счет богатой невесты, и каждый раз идет на преступление.

В письме Джеку Уилгусу Драйзер пишет: «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает каждую сторону нашей национальной жизни-политику, общество, религию, бизнес, секс, – это была история столь обычная для каждого парня, выросшего в небольших городах Америки. Это была особенно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность против нее. Моей целью было не морализовать – да простит бог, – а дать, если возможно, фон и психологию действительности, которые, если не оправдывают, то как-то объясняют как случаются такие убийства, а они случаются в Америке с поразительной частотой и так давно, как я только могу помнить».

Драйзер спорит с популярным в то время сюжетом: главный герой, бедный юноша, преуспевает, женившись на девушке из состоятельной семьи. Такого рода романы внушали надежду на возможность для каждого американца легко изменить судьбу и прославляли стремление к материальным благам. Это и есть воплощение «американской мечты»: равные возможности, самореализация, богатство.

В «Американской трагедии» Драйзер, придерживаясь сюжета о стремлениях бедного юноши, не только развенчал эту идею погони за легким счастьем, но и выявил порочность общества, порождающего стремление разбогатеть любым путем.

Центральный образ романа – Клайд Гриффитс- «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь» – как описывает его Драйзер. Клайд – совершенно обычный, заурядный человек, он податлив и неустойчив. Этот человек не наделен талантами, но и не порочен изначально. Все его достоинства и недостатки присущи не только ему, они типичны для Америки.

Драйзер обличает «американскую мечту», критикуя и этический, и политический, и религиозный планы концепта. Мечтая о красивой жизни, желая вырваться из нищеты и оторваться от семьи, Клайд не выдерживает испытания призрачным светом роскоши и идет на преступление. Здесь Драйзер винит не только Клайда, ведь он слаб и незрел, но и окружение, которое толкает его на этот поступок, поскольку в буржуазном обществе Америки культивируется финансовый успех, внешний лоск. Материальное благо становится мерилом счастья.

Драйзер отмечает, что «первая часть книги была намеренно и специально посвящена изображению таких социальных невзгод, какие могут естественно подавить, сдержать и расстроить, а следовательно, и преувеличить эмоции и желания очень чувствительного и почти плотски экзотического парня, плохо приспособленного для великой жизненной борьбы, с которой сталкивается любая юность»

Во второй части Клайд сталкивается с гораздо более удачливым миром, чем тот, к которому он привык. Это обостряет его желания, он не способен противостоять им, поскольку морально очень слаб и неустойчив, что и доводит его до преступления.

В третьей части Драйзер демонстрирует, как «такой подавленный, слабый характер сначала в плену своих мечтаний, а потом закона, может быть легко раздавлен неграмотными, полными условностей и мстительными в своей основе сельскими дурнями, которые в свою очередь по причине своих недостатков, социальных и религиозных запретов т поверий будут последними из тех, кто поймет и воспримет те смягчающие обстоятельства, которые могли бы повлиять, но не повлияли на жизнь такого парня, и поэтому судят его куда более жестоко, чем личности с более глубокой проницательностью и лучшими умственными данными».

Здесь Клайд снова сталкивается с враждебным ему обществом. Читатель снова сталкивается с обстоятельствами, при которых совершено преступление. Устанавливается виновность капиталистической Америки, но американское правосудие выносит приговор Клайду, вину которого трудно установить и доказать. То общество, которое толкнуло героя на преступление, еще раз показало свою жестокость, посадив его на электрический стул.

Драйзер-гуманист выступает против капиталистической Америки, порождающей американские трагедии, губящие человеческое в человеке. Трагедия Клайда не только в том, что он совершил преступление, но и в том, как его судят. Буржуазные партии решают его судьбу. Продажность американского правосудия, его пристрастность, приверженность узко групповым интересам ярко иллюстрируют образы прокурора Мейсона, следователя Хейта, многочисленных адвокатов. Еще не зная о роли Клайда в преступлении, не будучи уверенным в самом факте преступления, следователь Хейт предрешает исход дела, намереваясь использовать его, чтобы поднять престиж своего друга-прокурора Мейсона, который добивается выдвижения на пост судьи от своей партии на приближающихся выборах.

Драйзер обличает политическое устройство, коррупцию, классовое неравенство, развенчивая американские идеалы и внешнее благополучие.

Что касается религиозного мотива «американской мечты», Драйзер не принимает и этого. Он осуждает иллюзорность и нежизненность представлений, которые пытались внушать Клайду его родители-проповедники. Рисуя жизнь Клайда в камере смертников, Драйзер показывает смятение юноши, он готов подчиниться священнику, даже здесь, на пороге смерти, он подвержен чужому влиянию, что снова говорит о его слабости. Но ведь и сам он решил, что действительно обрел веру. В таком состоянии, по просьбе матери и преподобного Макмиллана, который непосредственно помогал ему, давал указания и тут же, при нем и с его согласия изменил некоторые его выражения, Клайд составил… письмо, обращенное ко всему миру и в особенности к молодым людям его возраста…».

В период Великой депрессии «американская мечта» окончательно превратилась в иллюзию и трагедию. Герои-американцы, в отличие от героев европейских романов, как «Новые Адамы» демонстрировали ущербность и крах национального идеала. Это и драйзеровский магнат Каупервуд, и Клайд Гриффитс, и фицджеральдовский Гэтсби, и фолкнеровский Сатпен.

Это герои, строившие свою судьбу по законам окружающего их общества, до конца не смогли понять, в чем состояла их ошибка, так как не заметили, что в погоне за материальным благосостоянием, они забыли о духовном развитии личности, что противоречит общечеловеческим моральным нормам и ведет к нравственной деградации. Человек или полностью зависит от среды, или не может найти своё место в обществе, или подавляется им и деградирует. Активные люди терпят нравственный крах, те же, кто не сумел адаптироваться к новой действительности, прозябают в одиночестве и отчуждении
Помнить имя на вашем компьютере
Помнить email на вашем компьютере
Показывать Email (адрес будет показан на странице)






Chicago.Ru не несёт ответственности за достоверность размещенной информации
© 2000-2024 Chicago.Ru