|
Сб, Сен 29, 2018 12:22am [Аноним] - 2035 d back | ↑↓ |
---|
В конце XVIII — первой половине XIX века в Харькове появились первые мануфактуры, фабрики и заводы. Накануне отмены крепостного права в городе действовали три меднолитейных, два чугунолитейных и дроболитейный заводы, четыре шерстомойки, две мыловарни, три предприятия по обработке кожи, пять свечных заводов, десять каретных мастерских, три кирпичных завода, пять табачных фабрик, две воскобойни, маслобойня, завод по изготовлению белил и другие, на которых было занято около двух тысяч человек. Выработанная в 1855 году продукция оценивалась в 1 миллион 131 тысячу рублей.
Во второй половине XIX века Харьков начинает развиваться как крупный промышленный центр страны. В 1869 году железная дорога связала Харьков с Москвой, Петербургом и Ростовом, а с постройкой Харьково-Севастопольской, Харьково-Николаевской и Юго-Восточной (Балашовской) железных дорог город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов страны. Близость к Донбассу и Криворожью с их развивающейся каменноугольной и железорудной промышленностью, повышение спроса на машины для нужд сельского хозяйства определили основное направление развития промышленности Харькова: им стало машиностроение и металлообработка.
В 70-90-х годах XIX века в городе возникает еще несколько заводов, среди которых - чугунолитейный (позже - "Красный Октябрь" ), завод сельскохозяйственных машин Гельферих-Саде (позже - "Серп и молот" ), паровозостроительный (сейчас - завод имени Малышева) и так далее. С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий увеличилось более чем в три раза. На 259-ти заводах и фабриках было занято 11 608 человек
В начале XX века Харьков продолжает расти как крупный промышленный центр. Дальнейшее развитие получает железнодорожный транспорт. В 1910 году была открыта железная дорога Харьков - Изюм - Донбасс. Строятся предприятия машиностроения и металлообработки. В 1915 году в Харьков из западных районов страны были эвакуированы завод Всеобщей компании электричества (позже - ХЭМЗ) и велосипедные мастерские Лейтнера (позже - велосипедный завод). К 1917 году количество рабочих в Харькове по сравнению с 1899 годом возросло более чем в три раза и составляло свыше 35 тысяч человек.
После установления советской власти в Украине последовали годы Гражданской войны, но потом начался процесс бурного развития Харькова, который в 1919 году провозгласили столицей Украины. Уже к концу 1925 года были восстановлены все промышленные предприятия города, продукция которых составляла пятую часть всего производства Украинской республики. С 1926 года началась модернизация харьковских заводов и фабрик, что привело к повышению производительности труда в среднем в 1,5 - 2 раза по сравнению с довоенным периодом, а завод "Свет шахтера" выпускал в 1928 году продукции в 35 раз больше, чем в 1913-м.
Наряду с этим появились и новые заводы. В октябре 1931 года с конвейера Харьковского тракторного завода сошел первый трактор. Через три года ввели в действие турбогенераторный завод (сейчас - "Турбоатом" ). Было построено еще несколько заводов - станкостроительный, маркшейдерских инструментов, подъемно-транспортного оборудования, санитарно-технического оборудования, тракторных запчастей "Поршень", "Гидропривод" и др.
В 1940 году в Харькове работало 1200 предприятий, на которых трудились 300 000 человек. Объем выпускаемой продукции в 12 раз превысил уровень 1913 года.
Заводы Харькова тогда давали 40% машиностроительной продукции Украины и 6% - всего Советского Союза.
Во время войны оккупанты почти полностью разрушили ряд промышленных предприятий, железнодорожный узел, телеграфную и телефонную связь, электростанции, коммунальное хозяйство, медицинские учреждения, 1 600 000 кв. м жилой площади
После освобождения Харькова была начата работа по его восстановлению, причем населению города помогала вся страна: и оборудованием, и стройматериалами, и продовольствием, и кадрами. В 1945 году в городе уже работало 600 промышленных предприятий, в 1948-м промышленность Харькова вышла на довоенный уровень выпуска продукции.
К 1956 году объем промышленного производства превысил уровень 1940 года в четыре раза.
Харьков вернул себе звание крупнейшего машиностроительного центра Украины, производя турбины, тепловозы, самолеты, тракторы, металлорежущие станки, электромоторы, горное и химическое оборудование, приборы и средства автоматизации, оборудование для легкой и пищевой промышленности.
Конец эпохи
В 1980 году в Харькове работали 60 предприятий, крупнейшие из которых - "Турбоатом", ХТЗ, "Электротяжмаш", "Серп и молот", авиазавод, объединение по выпуску агрегатных станков. В первой половине 1980-х с конвейеров харьковских заводов сходило:
100% турбин для атомных электростанций; 33% паровых турбин; 60% дизелей для магистральных тепловозов; 20% крупных электромашин; 15% всех тракторов, выпущенных в СССР.
Больше десяти крупных предприятий Харькова прекратили своё существование в результате распада СССР, кризиса и реформ 1990—2000-х гг. Среди них - "Серп и молот", завод "Кондиционер", Харьковский завод тракторных двигателей, заводы "Поршень" и "Радиодеталь".
Восстановление
Объемы реализации продукции промышленности Харьковской области в первом квартале 2018 года выросли на 12%.
Наибольший рост демонстрирует машиностроение: предприятия отрасли реализовали на 50% больше продукции, чем в первом квартале 2017-го.
Стальные лидеры Машиностроительные предприятия региона, демонстрирующие наибольший рост
"Турбоатом" Турбины производства "Турбоатома" успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. "Турбоатом" поставил 13% турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных предприятий мира.
"Электротяжмаш" Специализируется на разработке и выпуске турбогенераторов, гидрогенераторов, крупных электрических машин постоянного тока, комплектного электрооборудования для городского и железнодорожного электротранспорта. Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.
Завод имени Малышева Выпускает бронетехнику и двигатели для нее. Традиционной продукцией для предприятия являются также газовые мотор-генераторы, используемые в составе электростанций, тепловозные дизельные двигатели.
Завод "Южкабель" Крупнейший производитель кабельной продукции. Ассортимент насчитывает 25 тыс. маркоразмеров кабелей. Продукция поставляется в более чем 20 стран.
Харьковский машиностроительный завод "ФЭД" Является передовым украинским производителем в сфере авиационного, оборонного и железнодорожного агрегатостроения. Производит высокоточную топливо- и гидрорегулирующую аппаратуру для аэрокосмической промышленности и выполняет заказы для других отраслей машиностроения и железнодорожного транспорта.
Финансовые результаты
Объём реализованной промышленной продукции машиностроения Харьковской области за 7 месяцев 2018 года составил 12,7 млрд. грн. (за 7 месяцев прошлого года – 9 млрд. грн., рост - 41% ).
Машиностроение – самая прибыльная отрасль не только промышленности, но и всей экономики области. Так, за І квартал 2018 года финансовый результат роботы машиностроительных предприятий области составил 517 млн. грн. чистой прибыли, что составляет 44% всей прибыли по промышленности области.
Уверенность в будущем
Индекс промышленной продукции по машиностроению за 7 месяцев 2018 года составил 104,1%. Индекс промышленной продукции по машиностроению показывает позитивную динамику (большее 100% ) уже на протяжении 26 месяцев
|
|
Чт, Дек 20, 2018 11:52am [Аноним] - 1953 d back | ↑↓ |
---|
.
|
|
Chicago.Ru не несёт ответственности за достоверность размещенной информации © 2000-2024 Chicago.Ru
|